Интервью нашего эксперта редактору журнала "Автобизнес".

« Все новости

Интервью нашего эксперта редактору журнала "Автобизнес". 10.02.2019 19:30

Насколько привлекательный сегмент рынка ретро-автомобилей в России как бизнес?

Если сравнивать его с Западно-Европейским, то, прежде всего, нужно сказать, что у нас в стране он по ряду факторов находится, фактически, в зарождающемся состоянии. Происходящие на нем сделки никто не отслеживает. Нет никакой статистики. Сделки регистрируются только в ГИБДД, когда автомобиль ставится на учет. Правда, сейчас в России вводится система электронных ПТС, которая упростит отслеживание сделок классических автомобилей. И тогда, скорее всего, регистрирующие органы смогут зафиксировать, сколько сделок за год было совершено, например, с олдтаймерами, которыми называют автомобили старше пятидесяти лет, или с янгтаймерами – машинами старше тридцати лет. И это позволит, отсеять недорогие модели, которые по определенным причинам не представляют культурного или коллекционного интереса, такие как Волги, Москвичи, и сделать акцент на коллекционные машины, представляющие историческую ценность,  таких как классические Jaguar, Mercedes-Benz, Ferrari… или рассмотреть сегмент мускул-каров -  американские культовые машины марок Ford или Chevrolet. Во многих европейских странах есть аналитика продаж классических автомобилей. Там издаются различные справочники, каталоги, например, Kelly Blue Book, Hagerty price guide. В них опубликованы  данные всех аукционов, проходящих по всему земному шару и выстраивают графики изменения цен за любой период. Используя такие данные, каждый может, например, проанализировать как с годами меняется цена какой-нибудь модели классического автомобиля.

Аукционный дом Егоровых провёл в ЦДХ свой первый аукцион "Редкие автомобили"

В 2018 году в России впервые были проведены аукционы классических автомобилей. На сегодняшний момент состоялось два. Крайний прошел, в середине ноября, на Крымском валу в Центральном доме художников. Его проводил российский аукционный «дом Егоровых». Два аукциона – это, конечно, очень мало. В Европе крупные аукционные компании, такие как, например, Gooding & Company, регулярно, несколько раз в сезон проводят аукционы и выставки. Но, с другой стороны, появление аукционов в нашей стране говорит о том, что российский рынок классических автомобилей развивается. Ближайший планируется этой весной и число заявленных машины растет.

Таким образом сегмент ретро автомобилей можно охарактеризовать как развивающийся бизнес в России. Однако, достаточно перспективный: в значительной части регионов общее число компаний, специализирующихся на классических и ретро автомобилях растет. Кроме того, более 70% компаний, созданных в 2017-2018 году, пережили первый, самый критичный для стартапа год — и продолжают работать.
 

Московское тюниг шоу, 2014

Московское тюниг шоу, 2014

Количество сделок растет?

Да. Как я уже сказал, в России на этом рынке пока нет публичной статистики. Но мы отслеживать косвенные признаки. Например, можем посмотреть, сколько мероприятий, посвященных ретро технике, например,  выставок классических автомобилей было в России, например, в 2008 году, сколько их прошло в 2012 году, и сколько аналогичных мероприятий было в 2018 году. Можно, также, посмотреть какие машины были представлены и оценить количество участников. И тогда мы сопоставим, что число событий и качественный состав участников растет. То есть людей, увлеченных приобретением классических автомобилей, становится больше. Многие из этих людей не ограничиваются одной покупкой и создают частные коллекции. Например, кто-то покупает  Чайку ГАЗ 13 или Ferrari 70-х годов, на следующий год он приобретает классический Mercedes-Benz, через некоторое время меняет одну из этих машин, скажем, на Jaguar Е-type, потом принимает решение продолжить расширять коллекцию. Поклонники классических и ретро автомобилей есть в каждом городе – в Москве, Санкт-Петербурге, Краснодаре, Сочи, Новосибирске… и каждом регионе от Калининградской области до Дальнего Востока. В стране появляются новые музеи, в том числе частные. Аукцион, о котором я только что говорил, проведенный домом Егоровых, был прекрасно организован. Заметен не только рост, выраженный в цифрах, в количестве продаж, но и рост качества, культуры сделок, стоимости техники.

Так насколько этот бизнес прибыльный?

Этот бизнес имеет несколько направлений. Одно – это реставрация, ремонт и техобслуживание. Второе – продажа классических автомобилей. И третье – услуги: экспертиза, таможенное оформление, консультации, сопровождение сделок. Если компания занимается ремонтом, то стоимость нормо-часа для классического автомобиля дороже, чем для современного. Например, нормо-час у дилеров Mercedes и BMW в Москве стоит от трех до пяти тысяч рублей. Ремонт классических машин как правило обходится дороже чем современных. Возможно, это направление работы не самое прибыльное.

Почему? Рынок еще недостаточно насыщен?

Конечно. В Европе или США есть крупные мастерские, где штат сотрудников может составлять и двести и даже пятьсот человек. В Китае и остальном Азиатском регионе рынок переживает бурный рост: много состоятельных граждан, которых интересуют ретро-автомобили в первую очередь как инвестиции. Китайцы отправляли в США людей с целью подготовки квалифицированных мастеров, менеджеров, консультантов, аналитиков для работы на этом рынке.

Мы развиваемся в одном направлении с европейским, например, британским или немецким рынком классических машин? Спрашиваю это для того, чтобы понять, придем ли мы к тому уровню, который там сейчас.

Думаю, что перспективы развития у нас очень хорошие. Но пока мы, как правило, рекомендуем рассматривать этот бизнес в консервативном ключе как инвестиционный в среднесрочной и долгосрочной перспективе. То есть можно купить какое-то определенное количество машин, правильно хранить их, через некоторое время продать и заработать на этом. Если, конечно, знать на какие модели есть спрос на рынке.

ГАЗ 21

ГАЗ 21 "Волга" и ГАЗ 13 "Чайка"

Какие это модели?

В России популярны автомобили европейских брендов: Porsche, Mercedes-Benz, BMW, Jaguar и др. Еще один сегмент – это автомобили отечественного, советского автопрома. Этот сегмент гораздо более узкий, но в силу того, что он прямо связан с нашей историей, вызывает в России большой интерес.

Вы не могли бы, в качестве примера, рассказать о каких-нибудь сделках с такими автомобилями?

Десять лет назад в России два автомобиля ЗИС 110 можно было купить за десять тысяч долларов. Сегодня стоимость хорошего ЗИС 110 начинается от  150 тыс. долл. Всего было выпущено 3200 автомобилей ЗИС. Осталось их менее трети. Потому что в 90-е годы, когда этот рынок только зарождался, чтобы одну машину восстановить три разбирали. Да и время не пощадило технику.

Другой пример -  модель Mercedes-Benz W121 190SL за 10 лет увеличилась в цене втрое. В 2008 году в Европе эту машину можно было купить за 40 000 евро. Сейчас машина в хорошем состоянии стоит от 120 000 тыс. Как я уже говорил, есть аналитические агентства, исследующие рынок классических машин. Эти агентства сообщают какие из этих автомобилей имеют наибольшую инвестиционную привлекательность. По данным агентства Night Frank на ретро-автомобилях можно заработать 300-500% за 10 лет.

Но есть и риски.

Безусловно, как и при совершении любых других инвестиций. И, как и любой бизнес, это дело требует опыта и специальных знаний. Классические автомобили, которые приобретаются с целью инвестиции, относят к категории коллекционных. Другая категория – это массовые классические машины. Какое главное отличие они имеют? Приведу пример с автомобилями отечественного автопрома. За все время производства Волг ГАЗ-21, их было выпущено более 600 тыс. ед. А, скажем, объем производства лимузинов ЗИЛ за пятьдесят лет составляет порядка 540 единиц. Парадный кабриолет ЗИЛ может стоить 50 миллионов рублей, а цена ГАЗ-21 варьируется от 50 тыс. руб. до пяти миллионов рублей.

Давайте возьмем иностранный классический автомобиль Mercedes-Benz W111, который выпускался в кузовах седан, купе и кабриолет. Разница между ценой седана и кабриолета, выпущенных в один год, может отличаться в 3-8 раз. Седан в Европе можно купить за 20-30 тыс. евро. Цена отреставрированного кабриолета с топовым мотором и хорошим для того времени набором опций может достигать 300 тыс. евро. И это два автомобиля, большинство деталей в которых унифицировано. Но кабриолетов было выпущено намного меньше, и комплектация машины также имеет значение. В связи с этим, кабриолет более привлекательная покупка, чем базовый седан.

Эксклюзивность – это основной критерий, из тех по которым определяется цена классической машины?

Критерий важный, но далеко не единственный. Редкой может быть даже не сама модель, а например, установленный на нее двигатель. Еще машину делает эксклюзивной ее история, известный человек, владевший ею в прошлом. Хорошую цену могут иметь гоночные автомобили, на которых выигрывались какие-нибудь известные соревнования.

Бронированных ЗИС 115

Бронированных ЗИС 115

Эксклюзивность снижает риски.

Именно так. Например, бронированных ЗИС 115 сегодня на российском рынке в продаже нет. Однако есть определенный круг энтузиастов авто-мотостарины, которые с удовольствием бы рассматривали такой объект для пополнения музейных собраний и частных коллекций.

Сделки с автомобилями советского автопрома тоже есть в отчетах западных агентств?

Эти машины продаются и на западных рынках. Поэтому, конечно же, Вы можете найти информацию по сделкам с советскими ЗИЛами и ЗИСами.

Перепродажа массовых классических автомобилей дает хорошую маржу? Разумеется, относительно, их цены.

Да, на таких сделках можно заработать, что легко подтвердить изучив работу европейских или американских компаний и аукционов. Для этого вам нужно проанализировать результаты аукционов или торгов, размещаемые на специализированных, например, европейских сайтах. На них вы увидите, как вырос в цене за определенный период интересующий автомобиль. Исходя из этих данных принимаются решения о покупке. Риск, безусловно, будет. Но страхует вас всегда тот факт, что если количество каких-то вещей становится меньше, то их ценность растет. То есть, вы можете не получить прибыль, но скорее всего, со временем как минимум вернете свои деньги. Но если, например, вы купите 21-ю Волгу и вложите в ее реставрацию два-три миллиона, то вернуть эти средства будет сложно, потому что на рынке количество предложений превышает спрос. Другое дело, если вы покупаете парадный кабриолет ЗИЛ, или легендарный немецкий родстер Крыло Чайки. Наиболее распространенный способ: найти ликвидный классический европейский автомобиль в хорошем состоянии за границей, привезти его сюда, растаможить и затем продать.

Можете привести пример подобной сделки?

Mercedes-Benz W113 Pagoda. Можно сказать, что по совокупности потребительских качеств, это один из востребованных классических автомобилей в России. Пагода в отличие от многих классических машин комфортна и подходит для ежедневных поездок. На европейском рынке такой автомобиль в хорошем состоянии можно купить за сумму, варьирующуюся от 60 до 150 тыс. евро. В России встречаются предложения по цене от 7 до 15 млн. руб.

И еще один важный момент. Ввезти автомобиль, который уже можно назвать классическим, но которому немного меньше тридцати лет, например, Mercedes-Benz W126 560 SEC, или Mercedes-Benz 129 7.3 Brabus, сегодня будет довольно проблематично. Потому что кроме таможенного платежа и утилизационного сбора, покупателю потребуется сертификат Евро-5 и установка кнопки «Глонасс». Поэтому в случаях с такими машинами мы предлагаем клиентам подождать пока машине исполнится 30 лет или найти вариант до 1989 года выпуска.

Чем вызвана непопулярность классических машин американского автопрома в России?

Американские машины также имеют множество поклонников в РФ. Европейская и американская автопромышленность двигались несколько разными путями. Как вы наверняка знаете, в прошлом веке американские машины отличались моторами с большим рабочим объемом. В связи с этим, сегодня таможенная очистка таких автомобилей в разы дороже, чем европейских. Если гражданин покупаете пятилитровый американский автомобиль за десять тысяч долларов, то для него таможенный платеж в тридцать тысяч долларов будет высоким. А покупая европейский автомобиль с таким же набором потребительских характеристик, но с гораздо меньшим объемом двигателя, потратите десять тысяч долларов на пошлины. Но это применимо к автомобилям массового сегмента. Если мы говорим о дорогих коллекционных машинах, это уже не актуально. Конечно, и на американском рынке есть редкие, привлекательные с точки зрения инвестиций машины, например, шестнадцати цилиндровые Cadillac. Просто европейские машины по совокупности особенностей, технических характеристик, дизайна россиянам интереснее и понятнее. В компании «Антикварные Автомобили» на американскую классику приходится порядка 10-15% спроса.

Jaguar Land Rover Classic

Jaguar Land Rover Classic

В 2018 году Jaguar Land Rover открыл первый за пределами Великобритании центр по продаже и обслуживанию классических автомобилей. В компании это объяснили началом реализации стратегии глобального расширения подразделения Jaguar Land Rover Classic. Как вы считаете, для автопроизводителя это, действительно, перспективный бизнес, или больше маркетинговый проект?

Думаю, компания это делает не для того, чтобы заработать деньги. Это больше маркетинговый проект: демонстрация красоты и качества ее моделей прошлых лет для повышения репутации и узнаваемости брендов. Кстати, создание автомобилей с современными характеристиками и ретро внешностью тоже один из видов бизнеса. Пример компании Singer Vehicle Design, расположенной в США. Используются кузова классической модели Porsche 964 и устанавливаются современные агрегаты от 911. Начальная цена изделия составляет полмиллиона долларов. Контракты расписаны на несколько лет вперед, производство загружено. Это говорит об отношении людей к дизайну классических моделей некоторых марок.

Выходит, такой бизнес может быть прибыльнее, чем реставрация и продажа оригинальной коллекционной машины.

Конечно. Компания создает эксклюзивный товар.  А реставрируя автомобиль, можно вообще ничего не заработать. Реставрационные работы нередко делаются, как говорят, для души, а не для получения прибыли. Я приводил пример с Волгой ГАЗ-21. На ее реставрацию требуется потратить по разным оценкам от 2 млн. руб. Эти вложения будет сложно вернуть, потому что предложения превышают спрос на сегодняшний день. Но если говорить о реставрации редкого лимузина ЗИЛ, то эти затраты могут окупиться, если автомобиль будет решено продать. Затраты же времени и ресурсов на реставрацию ГАЗ-21 и лимузина ЗИЛ сопоставимые, с поправкой на размеры машины и стоимость деталей, потому что применяемые технологии работы одинаковые, разницу создадут только некоторые технологические нюансы. Цена же коллекционного лимузина ЗИЛ после реставрации может отличаться от стоимости Волги на порядок.

Аналогичная ситуация, с классическими машинами иностранных брендов. Сейчас мы восстанавливаем редкий Mercedes-Benz 540 W29 бельгийского кузовного ателье. Хотим представить его широкой общественности на выставке в 2020 году. Для того чтобы подготовить автомобиль до уровня выставочного образца, необходимо 12 тыс. часов работы. Столько же потребуется и для реставрации, скажем, более распространенного на рынке Mercedes-Benz W170.

Подведем итоги:

Что касается развития отечественного рынка ретро автомобилей, в качестве драйверов роста выделю следующие моменты:

  1. могу отметить, что даже люди, весьма далекие от коллекционирования, задумывались над приобретением классического автомобиля выходного дня;
  2. меняется сознание владельцев советских ретро автомобилей  – люди более трепетно и уважительно начинают относиться к истории нашей страны. Это видно и по обычным московским дворам – ретро-автомобилей в хорошем состоянии появляется все больше;
  3. третий фактор - покупатели "привыкли" к новым ценам после девальвации рубля - (10 апреля 2015 года курс рубля на биржевых торгах вырос до чуть более 50 за доллар), таким образом иностранные автомобили за два года "подорожали";
  4. следующий фактор - ликвидность ретро автомобилей - (легкость  их реализации, продажи, превращения материальных ценностей в денежные средства ) - ретро автомобиль воспринимается не как "ненужная роскошь", а как инвестиция.

Подводя итог, можно с уверенностью сказать, что тенденция роста рынка классических автомобилей в России в следующем году только усилится. Этот процесс коснется не только советской техники, а также олдтаймеров европейского и американского производства.

Благодарю Вас, Александр за уделенное время.

Большое спасибо, Дмитрий, за увлекательный разговор. Желаю Вам и Вашему изданию дальнейших творческих свершений и выхода на новые рубежи во благо процветания всей нашей Родины. 


Компания "Антикварные Автомобили" машины Вашей мечты — наша работа!
Вы можете в полной мере воспользоваться нашими знаниями и опытом работы.
Получить консультацию и задать интересующие Вас вопросы Вы можете  по телефону: +7(903)724-01-47 (Whats App, Viber, Telegram) или написать по электронной почте info@antiqcar.ru