Автомобиль Вашей мечты - наша работа
Идея создать в советское время машину, не похожую ни на какую другую, появилась у инженера-конструктора Рафика Ордяна еще в раннем возрасте.
Рафик Ордян был советским инженером, который спроектировал и построил гоночный автомобиль GT-77, получивший 1-й место в Гран-при СССР 1977 года
В детстве Рафик очень любил читать, и почти все свободное время он проводил с журналом или книгой. Как и многие советские мальчики, обожал читать журналы «Юный техник» и «Техника молодежи». В восьмом классе он разобрался, как создать FM-радио с нуля и из обычных бытовых изделий. В 14 лет ему попался журнал «Молодой инженер», в котором он нашел статью о самодельном транспортном средстве, «Юный сибиряк — 62», после чего идея построить собственный автомобиль ручной работы прочно им завладела.
Юный сибиряк-62, построенный ребятами из Новосибирской областной станции юных техников. Двигатель использован от мотоцикла М-1-М. Кузов рамной конструкции, сварен из четырех отрезков труб. Колеса взяты от мотороллера и установлены на осях, а последние крепятся к раме с помощью рессор, изготовленных из рессорных листов автомобилей Москвич и Победа.
В десятом классе Рафик частично осуществил свою мечту, создал свой первый автомобиль под названием «Багги-модель», которой затем был подарен его друзьям, однако в процессе был получен ценный практический опыт как в области проектирования так и в направлении изготовления, что приблизило его у исполнению мечты.
Пристрастие Рафика к технологиям привело его на факультет кибернетики Ереванского политехнического института, где он был отличником, увлеченным физикой и мечтавшим защитить диссертацию в Дубне, столице советских физиков. В последний год учебы Рафик начал проектировать свой автомобиль, на его завершение ушло шесть долгих лет. Так его детская мечта стала реальностью.
Автомобиль на улицах Еревана, 1977 год
Рождение легенды.
В 1971 году проектирование и строительство GT-77 находились на начальном этапе, и Рафик на собственном опыте испытывал трудности, связанные с созданием автомобиля своими руками и по образу. Практический опыт показал, что знаний инженера, не достаточно, нужно было освоить еще десяток профессий, от проектировщика, макетчика, кузнеца, сварщика, до маляра, электрика, жестянщика и химика. Для строительства автомобиля Рафик оборудовал подвал своего дома в мастерскую. Помещение было пыльным, темным, с низкими потолками, но другой возможности не было.
В 1973 году Рафик перешел на работу в Советское министерство транспорта в их «экспериментальный отдел». Вскоре после этого он получил повышение до ведущего инженера. Все его свободное от работы время было посвящено машине, на это уходили дни, месяцы и годы. Так, например, только конструкция дверей потребовала 6 месяцев для проектирования. «У меня была одна цель, — сказал он в интервью 1978 года, — создать современный и оригинальный автомобиль, отличный от всех остальных». Его друзья и родственники пытались отговорить его от работы, полагая, что усилий и терпения одного человека недостаточно, но он доказал их неправоту. Его друзья и коллеги часто оказывались в его мастерской, оказывая посильную помощь в работе над машиной.
Шли годы, автомобиль начал обретать форму и, пришла пора подумать о силовом агрегате, когда появилась возможность достать мотор мощностью 47 л.с. от чехословацкой Škoda 1202, а также рулевой редуктор и заднюю часть от советского Москвича 412, он ею воспользовался. Чтобы понять степень проработки и детализации транспортного средства, достаточно упомянуть, что даже болты и гайки для будущего автомобиля инженер изготовил вручную. Пространство багажника, размещение инструментов и шикарная внутренняя отделка добавили привлекательности, в то время как расположение двигателя, низкий центр тяжести и корпус из стекловолокна определяли ходовые характеристики конечного продукта. В июне 1977 года GT-77 впервые увидел свет и штурмом захватил Ереван. Где бы ни появился этот ярко-оранжевый автомобиль, он привлекал толпы людей, которые восхищались его необычной формой и оснащением. Даже самое присутствие автомобиля с открывающимися вверх дверями (по типу крыла чайки) и автоматическими скрытыми фарами, которые проявились бы, когда зажигание было включено, очаровало ереванскую публику. Их реакция на его творение ручной работы убедила Рафика в успехе машины и ее способности победить в предстоящем Гран При.
ГРАН ПРИ СССР.
В 1977 году в Москву на 60-летие Великого Октября и парад-конкурс любительских авто и мото-конструкций на приз журнала "Техника молодежи" съехались многочисленные машиностроители со всех союзных республик. Судейская коллегия состояла из представителей ЦК ВЛКСМ, инженеров от журнала "Техника Молодежи", сотрудников Советской государственной автомобильная инспекция и других уполномоченных лиц. В первом этапе отбора транспортные средства, представляющие 11 советских республик, оценивались на основе технических и эстетических аспектов конструкции, включая ремонтопригодность и надежность конструкции, а также оригинальность и креативность дизайна. К участию в конкурсе допускались только те транспортные средства, что были изготовлены вручную в соответствии с правилами отбора. По итогам отбора остались 35 автомобилей, которые должны были побороться в финале за главный приз.
Зрители заметили во время выставки, что группа дизайнеров из Запорожского автомобильного завода делала заметки об аспектах GT-77, специалисты Ереванского автомобильного завода также присутствовали и проявили большой интерес к стекловолоконному корпусу GT-77, позже они будут сотрудничать с Рафиком по созданию стеклопластиковых прототипов для электромобиля в Ереване.
Финал конкурса состоялся в московском парке Горького. По условиям дорожных испытаний автомобили должны были преодолеть 2500 км по маршруту Москва — Севастополь. По пути караван останавливался во многих городах и проводил выставки на городских площадях. В ходе автопробега самоделки были подвергнуты дополнительным проверкам, например, измерение радиуса поворота и испытание на прочность транспортного средства, когда человек стоял на них сверху. К тому времени, когда они достигли Севастополя, жюри подвело итоги и Рафик был назван «Лауреатом» Гран-при Советского Союза и получил заслуженную награду.
Рафик Ордян представляет GT-77 Эдуарду Гереку, лидеру Коммунистической партии Польши, и Владимиру Кирилину, председателю Государственного комитета по науке и технике. Москва 1977
"Помню, как приехали на парад, остановились и вышли из машины. Вначале никто не обратил на нас внимания, люди подумали, что это иномарка, а мы — иностранцы. Однако машина произвела фурор", — вспоминал друг инженера. Идея создания этой машины положила начало производству в Армении картингов и баги. В результате был открыт завод по производству таких автомобилей, имевший государственное значение. На этой базе в 80-90-е годы были созданы военные баги, которые использовались во время карабахской конфликта.
Так двухместная спортивная машина с уникальным дизайном, не похожая на другие, появилась в Советской Армении в 1977 году и моментально покорила просторы огромной страны.
Компания "Антикварные Автомобили": машина Вашей мечты - наша работа!
Получить консультацию и задать интересующие Вас вопросы Вы можете по телефону: +7(903)724-01-47 (Whats App, Viber, Telegram) или написать по электронной почте info@antiqcar.ru